60% выпускников вузов работают в Казахстане не по специальности

9615
Алла Серикбаева

Чему учиться сегодня, чтобы быть востребованным завтра? Скоро для многих школьников прозвенит последний звонок, и этот вопрос станет для них особенно актуальным.

Фото: kazpravda.kz

От правильно выбранной профессии, можно сказать, зависит вся дальнейшая жизнь. Однако многие молодые люди не до конца понимают свой потенциал и зачастую не­осознанно выбирают будущую специальность. По данным Министерства науки и высшего образования РК, 87% школьников выбирают профессию под влиянием родителей или учителей. При этом 75% родителей признаются, что не знают, какую профессию хотели бы выбрать их собственные дети.

Ситуация осложняется и тем, что 90% школьников и родителей не представляют, какие профессии наиболее востребованы на рынке труда, и целенаправленно не интересовались профориентацией. Многие поддаются трендам и выбирают профессию по принципу «престижности». В итоге потом горько сожалеют, поскольку те же юристы и экономисты в разы превышают спрос на рынке труда. Есть категория и тех, кто руководствуется количеством выделенных грантов на те или иные специальности.

Отечественная система подготовки кад­ров сегодня отстает от потребностей рынка труда. Нужно понимать, что школьники 9–11-х классов начнут работать через 5–7 лет после обучения в вузе или колледже, а в условиях стремительного технологического развития рабочие места быстро изменяются, устаревают и исчезают. Потратив время на неподходящее обучение, молодые люди не работают по приобретенной специальности, пополняя армию безработных, либо вынуждены оставаться на нелюбимой работе, что в конечном итоге влияет на их производительность, доходы и дальнейшую карьеру. Это отрицательно сказывается и на экономике страны: государство тратит огромные средства на обучение одного студента, деньги осваиваются, но в итоге выпускник не работает по специальности и уходит в другую сферу, а дефицит того или иного специалиста в стране остается.

Поэтому, чтобы напрасно не тратить время и деньги на освоение навыков, которые в ближайшее время станут неактуальными, необходимо отслеживать рынок труда.

Итак, давайте разберемся, какая работа проводится в этом направлении?

Чем раньше, тем лучше

Знакомство с миром профессий лучше начинать как можно раньше. Ученик, покидая школу, должен осознанно поступать в вуз. Но для этого нужно знать, какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем. Министерством просвещения совместно с местными исполнительными органами внедряется система ранней профориентации.

В рамках реализуемого проекта «Мамандығым – болашағым» преду­смотрено проведение профессиональной диагностики учащихся 7–11-х классов школ, обучение 5 тыс. штатных профориентаторов, а также информационное сопровождение профориентационной работы в более чем 6 тыс. школ с охватом свыше 1 млн учащихся. Уже разработана Концепция развития профориентационной работы в организациях среднего образования, внесены изменения и дополнения в методические рекомендации по проведению диагностики и определению профориентации обучающихся в организациях среднего образования (приказ МОН РК от 2.11.2021 г., № 545), осуществляются диагностика учащихся 7–11-х классов и мониторинг трудоустройства выпускников 9-х и 11-х классов в информационной системе «Национальная образовательная база данных» (НОБД).

В 2022–2023 учебном году в школах введена новая должность – педагог-профориентатор, который будет помогать учащимся в выборе будущей профессии начиная с 7-го класса. Уже более 4 тыс. педагогов-профориентаторов приступили к своим обязанностям в средних общеобразовательных школах.

Сегодня проводится профориентационное тестирование среди школьников в автоматизированной системе Кasiptest, разработанной Международным образовательным центром EDTECH-KZ. Оно показывает области, в которых человек может реализоваться. Это не конкретные профессии, а определенные сферы. На основании результатов педагоги совместно с учениками и родителями определяют профильные предметы, которые в дальнейшем будут осваиваться учащимися в рамках компонента по выбору, в зависимости от понравившейся специальности. Уже более 70% обучающихся 9–11-х классов продиагностировано на автоматизированной системе.

Как сообщили в Министерстве просвещения, во всех организациях образования стенды оформлены наглядной справочной информацией о профессиях, размещены списки колледжей и вузов республики, их адреса, перечень востребованных специальностей и предоставляемых грантов. На сайтах колледжей организованы виртуальные кабинеты, где абитуриентам предлагается пройти профориентационное и психологическое тестирование, получить консультацию о своих индивидуальных особенностях, посмотреть видео о профессиях, фотоматериалы и задать интересующий вопрос преподавателям специальных дисциплин.

Подготовку к выбору профессий осуществляют 26 учебно-производственных комбинатов (УПК), где обучаются более 23 тыс. детей. Наибольшее число УПК функ­ционирует в Алматинской области, где 159 педагогов и мастеров на базе 13 УПК ежегодно обучают начальным профессиям свыше 9 тыс. школьников.

В свою очередь Министерство науки и высшего образования совместно с местными госорганами прорабатывает текущую и перспективную потребность в кадрах. Алгоритм проекта включает в себя современные форсайтные методы прогнозирования спроса, определение квалификационных требований, обучение специалистов нового поколения. На основе прогнозных данных вузы должны выпускать востребованных на рынке труда специалистов.

В рамках проекта «Мамандығым – болашағым» предусматриваются проведение прогнозных исследований для определения потребности рынка труда регионов, разработка 20 региональных карт с учетом специфики местности и новых образовательных программ вузов по новым специальностям.

Проект рассчитан на шесть лет. 20 региональных карт, которые будут составлены по его итогам, станут основой для совершенствования Национальной рамки квалификаций с учетом Концепции обучения в течение всей жизни и адаптации профстандартов под «Атлас профессий». Кроме того, эти карты помогут разработать региональные каталоги микроквалификаций и создать образовательные консорциумы предприя­тий и организаций образования.

Реальность и ожидания

Ранее, основываясь на данных теста PISA, руководство Минпросвещения сообщало, какие специальности чаще всего выбирает казахстанская молодежь. Большинству интересны широко распространенные профессии. К примеру, «врач общей практики» оказался наиболее популярным ответом в апробации PISA-2022 (9%), PISA-2015 (10%) и PISA-2018 (5%). Доля учащихся, заинтересованных в профессии учителя, выросла в два раза: с седьмого места в карьерных предпочтениях в PISA-2015 до второго мес­та при апробации PISA-2022.

Топ-10 часто выбираемых профессий выглядит так: врачи, педагоги, стоматологи, дизайнеры товаров и одежды, архитекторы зданий и сооружений, спортивные тренеры, инструкторы и специалисты в области спорта, психологи, косметологи и работники родственных занятий, специалисты-профессионалы по рекламе и маркетингу, графические и мультимедийные дизайнеры.

Между тем при распределении государственного образовательного заказа особое внимание уделяется инженерным, обрабатывающим, строительным отраслям, а также педагогическим и естественным наукам. Также по поручению Президента доля госзаказа по техническим направлениям увеличена до 60%.

Ситуация на рынке труда быстро меняется, и очень важно знать актуальные специальности в ближайшее время. Для этого в 2019 году в Казахстане создали «Атлас новых профессий и компетенций», где спрогнозировали, какие специальности будут актуальными через 5–10 лет. В нем содержится информация по 463 профессиям и девяти отраслям: горно-металлургичес­кий комплекс, нефтегазовая промышленность, IT-технологии, сельское хозяйство, транспорт и логистика, машиностроение, энергетика, туризм и строительство.

Методология прогнозирования основана на международном опыте и с учетом шести основных мировых трендов, оказывающих наибольшее влияние на изменения в отрас­ли и экономике. Это внедрение роботов и умных систем, расширение сфер применения цифровизации и больших данных, истощение природных запасов сырья, ужесточение экологических норм и развитие рециклинга, проявление новых трудовых требований у работников поколений Y и Z, изменение потребительских предпочтений населения.

Профессии распределены по категориям: новые, трансформирующиеся и исчезающие. Так, по прогнозам экспертов, в будущем появятся 239 новых профессий, 129 – исчезнут, а 95 претерпят сильные изменения.

Атлас стал «наглядным пособием» уже для 11 вузов и 23 колледжей, которые ведут разработку более 30 новых образовательных программ по его профессиям в шести регионах (Астана и Алматы, Павлодарская, Актюбинская, Атырауская и Костанайская области).

В ближайшие годы планируется охватить еще больше отраслей для качественной профориентации.

Новые компетенции

Современные машины, станки и оборудование начинают выполнять часть операций без помощи людей и тем самым показывают, какие производственные задачи, а вместе с ними профессии, исчезнут. С другой стороны, инновационные технологии и механизмы ставят новые задачи. Название профессий может не меняться, однако изменяется уровень квалификационных требований.

Труд горняков и металлургов на протяжении многих лет считался одним из самых тяжелых и опасных. Теперь все меньше людей будут находиться в опасной зоне. Работа в условиях высоких температур, сырости, риска несчастных случаев остается в прошлом. Глазами рабочих станут датчики, установленные в шахтах и производственных цехах, а принимать решения инженерам будут помогать специалисты по обработке данных и машинному обучению. На тяжелых и опасных участках начнут работать роботы и машины, которыми операторы будут управлять, находясь в безопасном офисе.

Актуальными станут такие профессии, как IT-диспетчер, оператор беспилотных машин, дрона, роботизированной горной техники. Решать задачи защиты окружающей среды будут такие специалисты, как дизайнер-конструктор рефабрикации пространств и территорий, рециклинг-технолог, конструктор профиля использования и замещения отходов и вторичных ресурсов, специалист щадящей металлургии, экоаналитик.

Производственные процессы в нефтегазовой отрасли в будущем тоже существенно трансформируются. Образ нефтяника в кас­ке с перепачканным лицом уйдет в прошлое. Месторождения станут безлюдными. Основную часть работ будут выполнять машины, которыми можно управлять, находясь в городе, или роботы с заложенной в них программой управления.

Цифровые технологии внесут свои коррективы и в строительную индустрию. Вокруг объекта вместо голубей будут летать БПЛА, собирать и передавать прорабу всю информацию о ходе работ в режиме реального времени. Роботы и автопилотируемая техника станут выполнять тяжелую, монотонную, опасную работу. Новые профессии в строительстве – проектировщик с навыком использования генеративного дизайна; цифровой проектировщик (специалист BIM); аналитик Big Data; менеджер по инновациям; специалист по реновации; оператор строительных роботов⁄робототехники; инженер-технолог по переработке строительных отходов, энергосберегающих технологий; технолог строительства дорог из переработанного пластика; проектировщик «умного дома».

К 2025 году ненужными станут чертежники, а к 2030 году – каменщики, бетонщики, плиточники, стекольщики, штукатуры, арматурщики и облицовщики, кровельщики, сварщики. К 2035 году отпадет надобность в малярах, строителях-монтажниках, покрасчиках, водителях грузовых автомобилей.

В сельском хозяйстве прогнозируется появление 18 новых профессий, 19 транс­формируются, а 10 канут в Лету. На это повлияет экологизация отрас­ли и переработки. Появятся «умные» животноводческие хозяйства. В тренде будут экотехнологи, биотехнологи-микробиологи аквасистем, специалисты по экотаре, технологи по управлению экосистемами, технологи инновационных биопрепаратов, IT-инженеры по управлению водными и земельными ресурсами.

Техника, работающая в поле, будет преимущественно автопилотируемая и роботизированная. Чтобы управлять роботами на полях, будут нужны робототехники-животноводы на молочных фермах, цифровые агрономы, инженеры системы отслеживания продукта.

Туристическая отрасль в связи с пандемией претерпела немало изменений. К 2030 году, прогнозируют специалисты, неактуальными станут уборщики в гостиницах, консьержи. А к 2035 году исчезнут швейцары, портье и носильщики в отеле. Зато вос­требованными в ближайшие 5–10 лет окажутся менеджеры агро-, этно-, экотуризма и медицинского туризма, бренд-менеджеры туристских дестинаций, проектировщики туристско-рекреационных зон, разработчики интеллектуальных туристских платформ и навигатора туристских маршрутов.

В сфере услуг неактуальными будут бухгалтеры, переводчики, сметчики, биб­лиотекари и официанты…

Но роботы и машины не заменят человека повсеместно, уверены эксперты. Специалисты, обладающие творческими навыками, получат преимущество практически во всех сферах бизнеса.

Сегодня школьнику можно и нужно помочь сделать выбор максимально осознанно и правильно. Однако специалисты-профориентаторы советуют оставаться гибкими, поскольку профессии на всю жизнь, пожалуй, уже не существует, а знания надо обновлять каждые 2,5 года.

Популярное

Все
Бесплатные кружки на грани закрытия
Что мешает развитию ИИ в Казахстане
Центральная Азия – регион больших перспектив и возможностей
«Келешек мектептері»: равные условия и возможности
«Ұстаз»: поворот в профессии педагога
В «Ясной поляне» и сеют, и жнут, и... рыбачат
Роль выпускников в работе вузов: глобальные тренды и опыт
Качество жизни растет
Откровения сельского художника
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Надежный старт
Очистить от хлама поля
Нет производств без технарей
Всем миром и со всем миром
Резонансное дело приняло новый оборот
От мундиров до радиостанций
Достоин памяти потомков
На полигон отправятся студенты
Субсидии есть, скота – нет
Истоки силы и характера
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Бесценное богатство из отходов
Если вы подверглись цифровой атаке...
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Началась вторая фаза сохранения Северного Арала
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Актуально и сто лет спустя
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сетей
Токаев не будет праздновать свой день рождения
Что надо знать о половых инфекциях и как избежать неприятных последствий
Глава Сената встретился с Председателем Национального Собрания Армении
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Трижды обманувший смерть

Читайте также

Надежный старт
Качество жизни растет
Насколько реальны техногенные катастрофы?
Сирены включат во всех регионах Казахстана

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]